Школа №18 поделилась опытом работы по инклюзивному образованию

IV республиканская конференция «Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие» объединила в Сыктывкаре 230 участников из семи муниципальных образований Республики Коми. На базе школы №18 собралось более 50 участников конференции. Со своими программами и методиками поделились педагоги школы.

Открытие прошло на площадке Дома дружбы народов. Там встретились представители органов власти, начальники муниципальных управлений образованием, руководители и их заместители, педагоги, психологи образовательных организаций, родители детей-инвалидов, представители общественных и некоммерческих организаций.

Они собрались, чтобы обсудить актуальное состояние и пути развития инклюзивного образования в Коми, выявить и распространить лучшие социальные и образовательные практики. Модератором встречи стала председатель Коми республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Маргарита Колпащикова.

Открыл конференцию Инклюзивный театр «Радость моя» Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина.

От лица правительства Республики Коми и по поручению Главы региона Сергея Гапликова со словами приветствия и благодарности выступила вице-премьер Наталья Михальченкова. Как она отметила, обращаясь к участникам конференции, такой формат встречи позволяет находить пути организации инклюзивного образования в республике, следить за тем, что происходит на стыке разных направлений государственной политики в отношении образования детей, требующих особых условий для обеспечения их прав на полноценное развитие, а также профессиональное и социальное становление.

— В республике проживает 3,5 тыс. детей-инвалидов и 12 тыс. детей с ограничениями по здоровью, и каждый из них должен иметь все условия для получения образования. В 2019 году республика получила 24 млн рублей на развитие материально-технической базы на развитии специальных школ, еще 8 млн — на создание центра по работе с семьями, в которых есть дети с инвалидностью. Развивая направления по инклюзивному образованию, мы можем претендовать и на дальнейшую поддержку государства. При этом реализация национального проекта «Образование» зависит от всего региона: и от власти, и от образовательных организаций, — подчеркнула вице-премьер.

В Коми сегодня 7 тысяч детей с особенностями развития получают образование: ходят в детские сады, учатся в школе или занимаются с педагогами дистанционно. Так, в школе №18 обучается более 40 особенных детей.

Как сообщила министр образования региона Наталья Якимова, каждая четвертая школа в Коми имеет опыт инклюзивного образования. Она отметила, что инклюзивное образование позволяет обеспечить равный доступ детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдение права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.

— Самое главное, что мне больше всего нравится в нашей сегодняшней встрече, это обмен опытом и налаживание взаимодействия. Две эти составляющие, я считаю, должны быть на первом месте, — подчеркнула председатель Коми республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Маргарита Колпащикова. — Опыт организации инклюзивного образования в республике колоссальный. У нас на сегодняшний день создана система специального образования, такая, что, наверное, не во всех регионах есть. Но мы должны развиваться дальше. От всех вас мы очень ждем предложений. Огромнейший посыл у меня к родительскому сообществу. Мы должны объединиться, чтобы понять, что нужно сделать, какие шаги предпринять для того, чтобы наши дети получали образование, и чтобы им было хорошо.

Работа конференции проходила одновременно на пяти тематических площадках, каждая их которых была посвящена определенному уровню образования. На площадке детского сада №53 была представлена модель инклюзивного образования современной дошкольной образовательной организации. Опыт работы организации инклюзивного образования продемонстрировали в средней общеобразовательной школе №18. В детском технопарке «Кванториум» работала площадка «Дети с инвалидностью в среде дополнительного образования: проблемы и пути решения». В Коми республиканском институте развития образования специалисты обсудили профессиональное развитие педагогов в сфере инклюзивного и специального образования. Практико-ориентированные площадки по теме «Проектирование образовательно-воспитательного процесса инклюзивного профессионального образования» работали для участников конференции на базе Сыктывкарского колледжа сервиса и связи.

С различными докладами на конференции выступили учителя школы №18: педагог-психолог Екатерина Иващенко, заместитель директора по учебной работе в 1-4 классах Татьяна Дреслер, педагог-дефектолог Ирина Морозова.

Конференция проходит с 2016 года по инициативе Коми республиканской организации Всероссийского общества инвалидов и при поддержке Правительства Республики Коми. Организатором события в этом году стало Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.