Почему родителем так трудно делать с ребенком домашку и как помочь ребёнку (и себе)

Кажется, по популярности тема «домашки» у родителей стоит где-то рядом с прививками. Кто-то готов ночь не спать, чтобы сделать за ребёнка проект по истории. Другие же считают, что это ответственность и обязанность только ребёнка — даже в первом классе. В статье портала «Мел» психолог Ирина Беляева объясняет, почему домашняя работа — это навык, которому нужно учиться, и рассказывает, как сохранить спокойствие, если ребёнок третий час сидит над примером.

1. Выполнение домашней работы, регулярное и обязательное, — это навык. Навык рутины, ответственности, собранности. Очень полезный и очень непростой. Поэтому не стоит рассчитывать, что ребёнок освоит его самостоятельно. Вспомните, как он учился ходить, плавать, читать. Сначала — за ручку, водили пальчиком по странице, поддерживали в воде. Потом вы просто стояли рядом, радовались, хлопали.

Тут похоже. Сначала садитесь вместе, разбираете, заботитесь, сочувствуете, радуетесь. Потом просто сделайте расписание (можно в картинках) и мягко напоминайте. И лучше, если ребёнок будет делать домашнюю работу в вашем присутствии: он пишет, а вы читаете рядом своё. Взрослое поле работает очень здорово. А вот подход «Иди в свою комнату и не выходи, пока не сделаешь всё!» — плохая идея.

2. Есть вы, ребёнок и домашняя работа. Часто ребёнок остаётся с одной стороны, а вы и домашка — с другой. Согласитесь, это чересчур для человека 6–7 лет. Есть ребёнок, есть его задача, и есть вы — родной человек, готовый прийти на помощь. Не заставлять, не угрожать, не пугать будущим на помойке, а поддерживать.

«Это твоя задача, я тебя люблю, и я хочу тебе помочь. Так же, как помогала, когда ты осваивал роликовые коньки. Я не хочу ругаться из-за прописей и таблицы умножения, наши отношения важнее этого. Я не буду тебя заставлять, но хочешь, посижу рядом? Или подскажу? Или напомню?»
Просто спрашивайте себя время от времени, как там с расстановкой сил и на чьей стороне вы.

3. Крамольное: не всю домашку надо выполнять. Возможно, презентация о народах России XVIII века и правда была «по желанию».

Просто спрашивайте, а что будет, если… Если не сделаешь, если сделаешь не так, если забудешь. Важно, чтобы ребёнок знал, что и небо не падёт, и вы всегда придёте на помощь.

4. Очень часто домашка бесит нас, потому что не входила в наши планы. «Это, в конце концов, дело школы! Чем они там вообще занимаются? Почему я должна весь вечер этому посвящать?»

Если уж вы приняли решение остаться в этой школе, придётся признать, что это и ваше дело. И ребёнку на первых порах нужна помощь. А как быстро он освоит навыки самоорганизации и приоритизации — вопрос времени.

5. Возможно, иногда вы будете переживать глубокую фрустрацию по поводу того, что у ребёнка не получается. Такое элементарное задание, а не выходит. Может, он глупый? Или я плохая мать? Нет. Он просто учится. Это нормально. Дети делают элементарные вещи и ошибаются. Важно быть готовым к тому, что в любой день ты можешь столкнуться с подобной задачей и бурей эмоций по этому поводу, и надо просто сказать себе в нужный момент: «Ну вот, это оно, я готова к вызову». Или сказать: «Не готова», — и уйти, не выплёскивая свои эмоции на сына или дочку. Да, даже бросив домашку на полпути. Отношения важнее. А эмоции выплёскивать лучше всего в тренажёрном зале или бегая по вечерам в парке.

6. Наблюдайте за своим ребёнком и подходите к домашке творчески. Если обычно он легко включается в работу, начинайте с самого сложного задания. Если ему, наоборот, нужно время раскачаться — с самого лёгкого. Ребёнку важно сразу всё сделать и потом долго отдыхать? Предлагайте быстро сделать домашку после школы. Сначала надо набраться сил? Отлично, пусть после уроков погуляет-почитает -поболтает-поиграет. Если его пугает количество домашки, дробите на мелкие части.

Пробуя разные способы справиться с домашкой, вы и занимаетесь развитием этих самых «гибких навыков», причём лучше, чем любые специализированные курсы.

7. Проверьте, а вы проводите с ребёнком время, полностью включаясь в него и его деятельность? Может быть, ребёнок просто привлекает ваше внимание, когда просит помочь с математикой, и для него это лучшие совместные минуты? Тогда стоит срочно добавить в ваши отношения другие совместные развлечения (кроме домашки, да).


Самое главное — помните: домашняя работа — это не навсегда. И на самом деле только в первом (максимум ещё и во втором) классе кажется, что всё так ужасно. Позже и у детей, и у родителей вырабатывается иммунитет. А может быть, это профессионализм? 🙂