Советы мамам первоклассников (и не только первоклассников)

Наш школьный педагог-психолог Исакова Екатерина Константиновна в преддверии начала учебного года рассказывает, как воспитать самостоятельность в первокласснике и помочь ему адаптироваться в новой среде. 

Совет первый. О самостоятельности

Не делайте за ребенка его работу. Пусть сам заполняет дневник, сам собирает портфель, сам следит за остротой карандашей и т.д. Несколько раз покажите, как это делается, объяснить почему так, а не иначе, потом еще несколько раз постоять «над душой», пока он все это делает, и затем полностью отдать это дело на откуп ребенку.

Конечно, будут накладки: ребенок забудет какую-то тетрадь, сменку, пенал. Но в 1-ом классе все это гораздо безболезненней и безопаснее. Но зато научится не забывать, а не жить маминой головой. 

Совет второй. Об уроках и приоритетах

Вот это как раз очень и очень важная вещь. Нужно научить ребенка расставлять приоритеты при выполнении уроков. То есть ребенок должен в первую очередь посмотреть, что задали, оценить «предполагаемый масштаб работы». То есть, как много вообще задали, какие задания понятны, какие не очень. Какие можно сделать легко и быстро, а с какими придутся повозиться. Какие он может сделать самостоятельно, а где ему нужна помощь, и какая именно помощь необходима. И после этого распределить, когда и в каком порядке он будет делать задания. Почему это важно? Очень многие дети страдают от того, что на контрольных или олимпиадах делают задания по порядку. В итоге попадается задание, с которым у них «затык», долго с ним возятся, в итоге и его не решают и остальное не успевают. Гораздо разумнее в таком случае отложить неподдающееся задание и решать более легкие. А к этому вернуться потом, если время останется.

Совет третий. О помощи и контроле

Не забывайте, что ребенок в 1-ом классе (да и во всей начальной школе) — это еще совсем маленький ребенок. И он может быть еще психологически не готовым к полной самостоятельности. Многие дети такого возраста еще не могут самостоятельно концентрироваться долгое время на уроках, не отвлекаться, не считать ворон, не рисовать на полях…

Не отпускайте ребенка в самостоятельное плаванье слишком рано! Смотрите по ребенку — что он уже может, а что нет. И какой минимум помощи ему нужен. Кому-то достаточно, чтобы мама спросила: «Ты сделал уроки?» — «Да» — «Вот и славно», а кому-то надо, чтобы мама сидела рядом. Заметьте, не делала уроки за ребенка, а сидела рядом и своим присутствием помогала сосредоточиться.

Совет четвертый. О времени

Ребенок должен уметь определять время по часам. Но даже те дети, которые на «ты» с циферблатом, зачастую совершенно неадекватно оценивают протяженность времени. На просьбу предположить, сколько времени займет то или иное дело, отвечают что-то совсем не то. И прошедшее время оценить то же не могут. Между тем это крайне важный навык. Ребенок может не хотеть делать какое-то дело (те же уроки учить) потому, что искренне верит в то, что это займет целую вечность. А если он знает, что подготовка «домашки» по математике занимает всего 10 минут (как половина мультика или одна перемена, которая по всем ощущениям бесконечно коротка), то, глядишь, уже и не так страшно приступить.

Надо научить ребенка засекать, сколько времени занимает у него то или иное дело. Сколько нужно времени, чтобы прибраться в комнате? А поужинать? А подготовить ДЗ по информатике? А переодеться? И постоянно обращать его внимание на то, какие дела занимают примерно одинаковое время. Причем сравнивать приятные и интересные дела с теми, которые тоже нужно делать, но не хочется.

Совет пятый. Об умении говорить

Учите ребенка говорить. В самом широком смысле. Чтобы он умел пересказать текст, ситуацию из своей жизни, выразить свое мнение. Чтобы умел нормальным русским языком рассказывать о решении задачи. Чтобы умел говорить с учителем. Мог задать вопрос, если что-то не понятно, попросить объяснить еще раз. Чтобы мог попросить пояснить задание, если ему не понятно.